Занятие психолога с младшими дошкольниками.

В приюте активно ведётся психологическая работа с детьми дошкольного возраста. Детям 3-5 лет педагоги-психологи стараются развить коммуникативные навыки и умения, привить правила поведения на занятиях, корректируют поведениеи личностные особенности. Эффективной формой работы являются психологические игры и упражнения, такие как: «Ручейки», «Пилот», «Подарки», «Дождик», «Весёлый паровозик» и др. Например, «Дождик» скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя командой. Данное упражнение способствует развитию навыков общения, активного слушания, восприятия, внимания, происходит эмоциональное расслабление.Дети образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Поворачиваются направо. Педагог встаёт вместе с детьми – он начинающий. Пальцами рук, на спине впереди стоящего, имитируется шорох ветра, начало дождя, ливень, тишину. Новый сигнал даётся после того, как педагог на своей спине почувствует движения пальцев рук, сзади стоящего ребёнка. Игра даёт потрясающий эффект, если участники закроют глаза. Для маленьких детей лучше использовать повязки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция интеллектуального развития несовершеннолетних

Одним из направлений в психокоррекционной работе педагогов-психологовдетского приюта «Надежда» является проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий. Основной целью подобных занятий является развитие интеллектуальной и речевой сферы.

Задачи:

1)прослеживать уровень развития познавательной деятельности;

2) осуществлять развитие познавательных процессов: мышление, внимание, память, восприятие, воображение;

3)способствовать формированию познавательной активности дошкольников и младших школьников.

Материалом занятий служат игровые упражнения и дидактические игры, направленные на развитие познавательной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фототерапия –как технология реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В детском приюте «Надежда» педагоги-психологи используют одну из форм арт-терапии – фототерапию.Фотография – ценный инструмент в работе практического психолога для решения разного рода психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. С помощью создания образов или взаимодействия с готовыми снимками воспитанникиучатсяспособам обретения себя, своего взгляда на жизнь. В ходе занятия дети создают автопортреты, выражают свои мысли и чувства посредством образов, определяют эмоции окружающих по фотографиям и картинкам, учатся работать в парах.С интересом участвуют в обсуждении собственных и чужих фоторабот.На таких занятиях ребята не только рассматривают, но и активно создают фотографии, позволяя искать созвучие и гармонию внешнего и внутреннего мира человека. Кроме того, групповые задания в режиме тренинга в рамках фототерапии и работы с ассоциативными картами обогащают опыт взаимодействия ребят, а позитивная обратная связь способствует укреплению самооценки и формированию пространства доверия к окружающим. Применение фототерапии на занятиях помогает детям посмотреть на себя по-новому, повысить свою самооценку, увеличить словарный запас, успешно пройти период адаптации в школьной среде, познакомиться с различными видами искусства и творчества. Для некоторых ребят эти занятия являются коррекционными, которые помогают им управлять вниманием, своими эмоциями и чувствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День правовой помощи для маленьких детей

В рамках недели правовой культуры с дошкольниками проведено занятие «Я – человек». Педагог-психолог Макарова Ирина Сергеевнастаралась сформировать и укрепить понимание и осознание маленькими гражданами своей индивидуальности, уважение к мнению другого человека, помочь детям увидеть сходство и различия между людьми. В ходе работы детям интересно было узнать о других нациях, живущих на планете Земля, чем похожи и чем отличаются такие же ребята, как они. Для актуализации знаний по закреплению частей тела человека,каждый дорисовывал часть лица или одежды. В конце занятия совместно был сделан вывод, что у детей разных стран больше общего, чем различий. Относиться к другому человеку необходимо с уважением и добротой.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебный мир сенсорной комнаты»

В нашем приюте «Надежда» есть комната психологической разгрузки (сенсорная комната), где педагоги – психологи проводят свои занятия. Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата. Сочетание стимулов различной модальности: музыка, цвет, запахи могут оказать различное воздействие (тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее) на психические и эмоциональное состояние ребенка. В сенсорной комнате на занятиях применяется «Пузырьковая колонна» с подсветкой, рыбками и сухим душем; сухой бассейн, музыкальное оборудование, «звездное небо», аромлампа и др.

Занятия в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эмоциональные проблемы, трудности волевого самоконтроля, которые есть у воспитанников. С помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению необходимого контакта между специалистом и ребенком. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, способствуют развитию двигательных и психологических навыков. В условиях сенсорной комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. Она позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир обрести уверенность в себе. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Также занятия в сенсорной комнате помогают снимать психоэмоциональное напряжение, достигать состояния релаксации и душевного равновесия; стимулируют воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X республиканский обучающий семинар «Проблемы в семье: динамика решений»

13 декабря 2013 года педагоги – психологи нашего приюта «Надежда» стали участниками X республиканского обучающего семинара, посвященного проблемам семьи и способам нахождения решений из проблемных ситуаций. Основная цель семинара заключалась в профессиональном и личностном совершенствовании специалистов, работающих с семьями, а так же повышение психологической компетентности педагогов. В ходе семинара педагоги – психологи посетили тренинг «Психологические лабиринты отношений в семье: конфликты и решения». Ведущий тренинга Егоров А.Г. – супервизор Молодежного Телефона Доверия раскрыл вопросы профилактики семейного кризиса, выявил причины одиночества в семье и ее распада. Данный семинар позволяет с помощью общих усилий создать единую модель работы с семьями, нуждающихся в психолого – педагогической помощи.

 

 

 

 

 

 

Вредные привычки – не для нас!

Профилактика алкогольной зависимости и табакокурения является неотъемлемой частью реабилитационной работы в приюте. Педагоги – психологи проводят мероприятия, направленные на раннюю профилактику вредных привычек: анкетирование, тестирование, анонимный опрос, тренинговые занятия и т.д. Традиционным стало проведение видео – лектория, посвященного проблеме табакокурения и алкогольной зависимости среди молодого поколения. Дети, находясь в комнате психологической разгрузки, просматривают лекции знаменитого профессора В.Г. Жданова, задают вопросы по тематике, заполняют анонимное анкетирование, по результатам которого выяснено, что каждый наш ребенок является злостным противником вредных привычек. Обязательно на мероприятия, связанные с профилактикой употребления вредных привычек приглашаем родителей.

 

 

 

 

 

Решение проблем посредством арт-терапии

В нашем приюте «Надежда» педагогами – психологами проводятся арт-терапевтические занятия, цель которых заключается в гармоничном развитии ребенка, расширении возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Арт-терапевтические занятия способствуют повышению самооценки детей; снижению уровня тревожности; учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе арт-терапия развивает у воспитанников важные социальные навыки. Также занятия арт-терапией дают возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление. Элементы арт-терапии применяются в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, служат дополнением к современным технологиям социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В психокоррекционной работе педагоги-психологи используют и другие технологии:

Тренинг межличностного общения – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Песочная терапия
В процессе игр с песком у воспитанников совершенствуются: предметно игровая деятельность, коммуникативные навыки, развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»,  а самое главное, что дошкольники освобождаются от эмоционального напряжения, излишней тревожности.
Иппотерапия – это форма терапии с помощью лошади. Данный метод реабилитации оказывает одновременное воздействие на физический и психосоциальный статус ребенка. Эффект достигается за счет верховой езды и организованного определенным образом общения человека  лошадью.
Релаксация – это снятие психического напряжения. Релаксация возникает, как непроизвольная или произвольная реакция в результате особой работы человека над собственным психическим состоянием и связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

Коррекционно-развивающие занятия способствуют исправлению недостатков  и отставания в развитии, помогает  восполнить пробелы в развитии ребенка, обогатить чувственный опыт, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.

Со старшими дошкольниками ведется подготовительная работа к обучению в школе:

- развитие слухового внимания и памяти;

- формирование тактильной чувствительности;

- активизация устной речи;

- совершенствование пальчиковой моторики.

 

Коррекционная работа с младшими дошкольниками ведется по следующим направлениям:

-на занятиях дети изучают основы счета, чтения и письма;

-совершенствуют лексико-грамматическое оформление устной речи;

- развивают моторно-графические навыки.

Дети школьного возраста с удовольствием принимают участие в интеллектуальных викторинах и конкурсах, которые направлены на развитие познавательного интереса и творческих способностей.

Консультативная помощь в рамках «Родительской школы» и «Социальной приемной»

На протяжении 5 лет педагоги – психологи ГКУСО РМ  РСПДП «Надежда» оказывают консультативную помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Консультации проводят психологи по двум направлениям: в рамках «Родительской школы» и «Социальной приемной». В рамках «Родительской школы», ведется работа с семьями, дети которых, находятся в нашем учреждении. Педагоги – психологи проводят диагностику детско – родительских отношений, диагностику внутрисемейных отношений, а затем уже работа осуществляется в индивидуальном порядке, или с семьей, в зависимости от проблемы. Многие семьи прошли цикл занятий, после которых, дети были возвращены в семью, и семья обретала вновь смысл жизни.

В рамках «Социальной приемной» психологи, проводят консультации для всех  граждан, которые могут обратиться за помощью. За время существования «Социальной приемной» были рассмотрены следующие  проблемы: дети с синдромом СДВГ, тревожные и агрессивные подростки, дети с отклонением в развитии, и т.д. Педагоги – психологи проводят индивидуальную работу, как с детьми, так и с родителями. После диагностики родителям даются рекомендации, которые необходимо соблюдать, а так же проводятся занятия с детьми и совместно с родителями по необходимости. Если у Вас возникла проблема, и Вы не знаете, как ее решить, то мы всегда будем рады Вам помочь. Вы можете связаться с нами по телефону: 72 – 37 – 05

Наш адрес: г. Саранск, ул. Н. Эркая,30.

 

 

 

ИППОТЕРАПИЯ

Традиционными в приюте стали  иппотерапевтические занятия, которые проходят 1 раз в неделю на базе конно-спортивного клуба «Импульс» в п. Луховка и клуба «Кентавр» в с. Берсеневка. Занятия проводят кандидат психологических наук, Морозова Н.Н., педагог-психолог Родюшкина А.П. Разработанная ими программа иппотерапевтических занятий адаптирована специально для детей, имеющих проблемы в развитии социального статуса, а также для детей – инвалидов. С нетерпением воспитанники приюта ждут встречи с Лавриком и Матильдой, так как,  именно эти лошади обеспечивают возможность тесного телесного контакта с живым существом и получения ощущений, подобных прикосновению близкого взрослого человека. Педагоги-психологи приюта диагностируют, а затем отбирают группу несовершеннолетних детей для регулярных и систематических занятий. После проведения комплекса реабилитационной иппотерапевтической работы с одной группой детей, отбирается следующая группа детей. Делается это с целью полноценной психомоторной интеграции. По мере того, как ребёнок берёт на себя ответственность за свои эмоции, он учится сотрудничеству с другими и взаимодействию со сверстниками. Расширяя сферу своих взаимоотношений, ребёнок обретает способность выражать свою индивидуальность, доверять и не чувствовать себя безнадёжно одиноким, – таким образом он выполняет задачи нормального развития.

 

 

ТРЕНИНГИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

В детском приюте «Надежда» педагоги – психологи проводят тренинги межличностного общения, тренинги коррекции эмоционально – волевой сферы и тренинги личностного роста. На занятиях по межличностному общению психолог помогает помочь несовершеннолетнему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего,  в общении с окружающими. Познание через переживание,  испытывая сильные положительные эмоции, сам ребенок находит эффективные способы общения.